Большое здание оригинальной архитектуры видно с любой точки центральной площади города и в плане напоминает букву "Г”, верхняя короткая часть обращена к Пине, а более длинная идет почти перпендикулярно от реки к нынешней площади Ленина. Здание поражает своей монументальностью, монолитностью, объемностью. Кажется, будто это одно из случайно сохранившихся мощных оборонительных сооружений, хотя, конечно, это оставшийся монумент из целого ряда церковных зданий.
В XVI веке в истории Европы произошло событие, оказавшее воздействие на судьбы многих народов: с целью борьбы с реформацией был образован орден Иисуса Христа. Для распространения своих идей иезуиты в различных странах начали создавать резиденции, среди которых распространенными стали коллегиумы — монастыри-школы, где ученики воспитывались в духе преданности делу ордена.
Одним из самых состоятельных монастырей ордена в Беларуси по праву считался Пинский. Сюда иезуитов пригласил в 1630 году местный стольник М.Ельский, который подарил им собственный дом. А в 1632 году они получили значительное пожертвование на обустройство от канцлера Великого княжества Литовского Альбрехта Станислава Радзивила, одновременно занимавшего должность пинского старосты. Находился монастырь в восточной части главной рыночной площади города. Рядом с ним размещались многочисленные торговые ряды и несколько раз в год устраивались знаменитые на всю страну ярмарки. На другой же стороне площади, напротив монастыря, располагался мощный Старый замок с высокими насыпными бастионами.
Разместившись в бывшей усадьбе Ельского, иезуиты первым делом стали готовить место для возведения храма. Городские власти шли им навстречу и даже согласились несколько изменить направление улицы Озёрской, которая теперь стала огибать монастырь. До конца 1640-х годов был построен величественный барочный костёл св. Станислава с двумя башнями-звоницами на главном фасаде. Начала свою деятельность при монастыре и школа, которую ежегодно посещали до 50 детей местных жителей. Однако спокойная жизнь Пинска закончилась в 1648 году, когда город захватил казацкий отряд Небабы, посланный сюда гетманом Богданом Хмельницким. Все зажиточные горожане и монахи, не успевшие покинуть Пинск, были убиты, а монастыри разграблены. Захват же в 1655 году города московским отрядом князя Волконского чуть не стал для него роковым – в огне пожаров, уничтоживших большую часть Пинска, погибло около четырнадцати тысяч горожан.
Возрождение Пинского иезуитского монастыря началось в 1650-е годы. Храм уцелел и нуждался лишь в небольшом ремонте. Однако бывший дом Ельского, где размещались школа и кельи монахов, сгорел. В итоге было принято решение о закладке рядом с костёлом, на берегу реки, прямоугольного трёхэтажного корпуса коллегиума, который был возведён к 1675 году.
Немногие из коллегиумов сохранились до наших дней. Один из них — в Пинске. В 1953 году здание коллегиума взято под государственную охрану. А в 1980 году началась разработка проекта его реставрации. Поиски в архивах, натурные архнтектурно - археологические исследования позволили воссоздать первоначальный облик памятника архитектуры, в котором за 300 с лишним лет произошли немалые изменения.
Прежде всего, была сделана попытка поточнее установить время строительства здания. Различные исследователи называют два года — 1631 и 1656. По письменным источникам удалось установить, что трехэтажный корпус был окончен в 1675 году. Проведенные натурные исследования позволяют понять причину подобного расхождения.
В декоре оконных обрамлений и простенков первого и второго этажей здания прослеживаются позднеренессансные черты, которые могли возникнуть в первой половине XVII века. Третий этаж отделен от нижних развитым карнизом, накрыт кровлей с фигурным фронтоном и волютными завершениями. Подобные элементы, а также отсутствие декора на стенах характерны для периода барокко, которое утвердилось в Беларуси в середине XVII века. Отсутствие стилистической целостности здания позволяет сделать вывод о неодновременности возведения его различных частей.
На разновременность возведения различных частей коллегиума указывают также и особенности использованного строительного материала. Ренессанская его часть от основания фундамента построена из кирпича размером 33х17х9 сантиметров, который был распространен в Беларуси с конца XVI века. В середине XVII века ему на смену приходит кирпич меньшего размера — 27х12х5 сантиметров. Именно из него и построена угловая башня-контрфорс, отдельные части третьего этажа и стены чердачной части. Фундамент этого памятника архитектуры имел глубину в пять метров, что на полметра больше чем аналогичное сооружение в знаменитом Мирском замке. Необходим он был для того, чтобы удерживать мощные стены коллегиума, толщина которых на нижнем этаже достигала двух метров.
Коллегиум построен на средства магната Станислава Альберта Радзивилла, канцлера Великого княжества Литовского. После упразднения в 1773 году ордена иезуитов, здание служило в качестве православного монастыря, а с 1918 года оно вновь стало собственностью католического прихода.
Общий вид здания типично барочный, хотя видный белорусский исследователь В. Чантурия видит в нем черты ренессанса, а именно в декоре окон и простенках. Очень интересно, хотя и довольно типично для подобных сооружений двухскатная крыша с фигурным фронтоном, подчеркивающая законченность и соразмерность всей композиции. Несмотря на то, что здание коллегиума всего лишь трехэтажное, оно кажется значительно выше, крупнее. Такое впечатление достигается благодаря сложности архитектуры самого здания, в частности, сочетанием его элементов, различной величиной окон.
Архитектурное решение фасадов коллегиума тоже довольно уникально. Для Беларуси всегда был характерен синтез нескольких стилевых направлений. В данном случае, это достаточно редкое объединение отдельных отличительных черт, характерных ренессансу и барокко. Так прямоугольные окна, своеобразная форма наличников и открытая галерея-аркада на первом этаже со стороны двора целиком соответствуют признакам ренессанса. А от барокко архитекторы заимствовали пилястры и так называемую французскую "ломаную крышу”. Именно последняя придаёт зданию оригинальный вид и делает его композицию более динамичной. Определённый же вертикализм конструкции коллегиума, свойственный позднему барокко и рококо, достигается благодаря 24 высоким печным трубам. Представляют интерес и уцелевшие большие часы-куранты, размещённые в центре фронтона торца здания, обращённого к костёлу.
Внутренняя планировка коллегиума имела коридорную схему. На первом этаже размещались классы, общая столовая и хозяйственные помещения. На втором и третьем – лаборатории, библиотека, а также жилые помещения учеников и монахов. Отдельные помещения были расписаны настенными фресками (школьный театр, ряд классов). Пол был выложен белыми глиняными плитками. Многочисленные камины и печи украшены изразцовыми плитками в основном зелёного цвета с геометрическим, солярным и зооморфным орнаментом. Под коллегиумом находились большие подвалы, которые сейчас частично засыпанные землёй.
Во время археологических раскопок Т. Равдиной к юго-западу от площади Ленина были обнаружены майоликовые плитки, предназначенные для вымостки пола. В 1982 году при исследованиях коллегиума были обнаружены фрагменты плинф. Такие находки наведили на мысль о возможности включения давнего здания в комплекс иезуитского коллегиума. С целью проверки такого предположения в 1985 году на месте "теплой церкви”, разрушенной в начале нашего века, были проведены раскопки. Оказалось, что "теплой церквью” является перестроенная в XIX веке аптека при коллегиуме, которая была возведена во второй половине XVII века из бороздчатого кирпича.
Самая первая аптека, ранняя типография, богатая библиотека и знаменитые имена
Значительные средства тратились на повышения уровня преподавания в коллегиуме. Вскоре учебная программа возросла до пяти классов, которые могли посещать все желающие. Кроме того, тут ещё действовало и дополнительное 4-летнее философско-богословское отделение, которое готовило воспитанников к поступлению в иезуитский орден. Прекрасные преподаватели со всей Европы, значительное количество учебно-методических инструментов и оборудования, а также превосходная библиотека сделали Пинский коллегиум одним из самых популярных в Беларуси, и к концу XVII века тут ежегодно училось уже до 700 юношей со всей Речи Посполитой. Помимо учебного заведения, очень известного в Великом княжестве Литовском, в коллегиуме и в монастыре в разные годы находились аптека, типография, библиотека.
Есть сведения, что аптека при коллегиуме является первой в Беларуси и по своему историческому возрасту она старше тех, что сейчас стали аптеками-музеями в Таллинне, Риге, Каунасе и Львове.
Вполне конкретные данные существуют о типографии при иезуитском коллегиуме и еще более точные — о богатейшей библиотеке, включавшей книги, рукописи, грамоты и другие документы на многих языках. Два вагона этой литературы в 1940 году были отобраны для комплектования книжных хранилищ, Ленинграда. И, вполне возможно, что хотя бы часть уцелела и ее необходимо вернуть. Переговоры об этом уже велись с российской стороной на правительственном уровне.
Не является исключением пинский коллегиум, как иезуитская школа, где молодые талантливые люди делали первые шаги на пути приобретения образования в европейских университетах и академиях. К примеру, в середине XVII века среди монахов Пинской коллегии был иезуит А.Боболя, которого жестоко пытали, а затем и убили казаки в 1657 году за его миссионерскую деятельность. Гроб с телом мученика до 1808 года хранился в Пинске. Сейчас же мощи святого (канонизирован Ватиканом в 1867 году) находятся в одном из костёлов Варшавы. Наиболее яркое имя — Адам Нарушевич, историк и поэт, церковный деятель. Родился он в 1733 году на Пинщине. Автор фундаментального семитомного труда "История польского народа”. Собрал двести тридцать томов археографических источников, среди которых много документов белорусского происхождения.
Однако славная история Пинской иезуитской коллегии прервалась в 1773 году, когда Ватикан на время распустил этот монашеский орден. Первоначально в здании коллегиума разместилась светская школа, но в 1787 году он отошёл к униатам (тут была резиденция епископа), а в 1800 году его отдали под мужской православный Богоявленский монастырь. Иезуиты вернулись в Пинск лишь в 1919 году. С согласия властей Польши в 1925 году в коллегиуме была открыта их духовная семинария, а с 1937 года начал деятельность и новициат (учебное заведение, подготавливающее ко вступлению в орден). Но уже в 1939 году Западная Беларусь была присоединена к БССР и в бывшем монастыре разместились различные административные и общественные учреждения.
Во время Великой Отечественной войны иезуитский комплекс в Пинске был серьёзно повреждён и нуждался в ремонте. По проекту реконструкции центра города предусматривалось его полное уничтожение. Однако необходимость переселения из здания бывшего коллегиума большого числа разместившихся тут организаций заставила власти скорректировать свои планы. В результате в 1950-е годы были взорваны иезуитский костёл и торговые ряды начала XIX века. Пинский коллегиум же был отреставрирован. А его знаменитые часы-куранты в память о погибших в годы войны стали играть мелодию песни "Где же вы мои друзья однополчане”. В 1953 году он получил статус памятника истории и культуры республиканского значения. А в 1965 году тут начала свою деятельность Картинная галерея, которая по богатству экспозиции была одной из лучших в Беларуси. Тут выставлялись произведения из собраний Радзивилов, творения Айвазовского, Шишкина, Васнецова, Кончаловского и пр.
Новый этап жизни коллегиума наступил в 1980 году, когда было принято решение о полной его передаче музею Белорусского Полесья. После продолжительной реставрации в 1996 году обновлённый музей принял первых своих посетителей.
Музей в здании иезуитского коллегиума.