Первый железнодорожный вокзал в Пинске появился в 1882 году. 1 июля 1882 года в торжественной обстановке произошла закладка вокзала Пинской железнодорожной станции. На это мероприятие специально приехал начальник перемещения войск по всем железнодорожным станциям Российской империи генерал-лейтенант Генерального штаба Анненков, что было великой честью для нашего города. В своем рапорте пинский полицмейстер отметил: «Громадное стечение народа к месту закладки, сверх моих ожиданий, вело себя скромно, так что весь церемониал закладки вокзала, при восторженных криках народа, отпразднован был с подобающим приличием».
Вокзал Пинск был построен быстро, за одно лето. Уже 9 ноября 1882 года открылись пассажирские перевозки на участке железной дороги Жабинка-Пинск. Через два года, в 1884 году, открылось железнодорожное движение на линии Пинск-Лунинец. Так Пинск стал крупной станцией Полесских железных дорог, какие связали его надежным и бесперебойным движением с разными регионами Российской империи.
В годы Первой мировой войны здание вокзала было полностью разрушено. По некоторым сведениям это произошло в 1914 или 1916 годах.
После присоединения Пинска к Польше, Пинск стал одной из крупнейшей станцией на Полесье и в городе была размещена база речной флотилии ВМФ Второй Речи Посполитой. Перед польскими властями стал вопрос о возобновлении железнодорожного движения и пассажирских перевозок.
К началу 30-х годов прошлого столетия новое здание вокзала приняло первых пассажиров. Уже в 1932 году на новом вокзале Пинск торжественно встречал приезд Казимира Букрабы, нового назначенного епископа Пинской римско-католической епархии.
После присоединения Пинска к БССР в 1939 году советские власти начали перестановку железнодорожных путей с европейской (1435 мм.) колеи на российскую (1520 мм.). Бывшие польские железнодорожники, в своем большинстве, были арестованы НКВД.
Великая Отечественная война также оставила свой след в истории вокзала. За годы оккупации и в дни освобождения города здание вокзала было частично разрушено и в первые послевоенные годы потребовались значительные работы по его восстановлению. Восстановленный, но уже неузнаваемо переделанный довоенный вокзал, действовал до 2007 года.
После двухлетней “реконструкции”, 25 апреля 2009 года в Пинске открылось новое здание железнодорожного вокзала. Согласно проекту реконструкции, послевоенное двухэтажное здание пинского вокзала претерпело очередные серьезные архитектурные изменения и получило еще один дополнительный этаж.
В начале предполагалось провести реконструкцию старого двухэтажного с надстройкой третьего этажа. Но когда начались ремонтные работы, выяснилось, что реконструировать по большому счету нечего. Здание вокзала оказалось аварийным, а его слабые места лишь до поры до времени скрывала штукатурка. Стены пришлось разобрать и заново построить, одновременно внести изменения в проект реконструкции.
Внутренняя планировка в новом вокзале осталась примерно такая же, как и в старом. В здании вокзала расположились зал ожидания на 120 посадочных мест, комнаты отдыха, в которых есть все необходимое от санузла до выхода в интернет, а также почтовое отделение, обменный пункт, линейный пункт милиции, кафе, банкетный зал, аптечный киоск и киоск «Белсоюзпечати».
По итогам ежегодного конкурса-смотра на лучший вокзал страны, проводимого руководством Белорусской железной дороги, Пинский вокзал в 2015 году был признан лучшим среди вокзалов районных центров Беларуси. Пинский железнодорожный вокзал уже не в первый раз становится призером в этой категории. В 2013 году он был удостоен главной премии смотра, а в 2014 году — занял второе место.
Читайте также: