Железнодорожный вокзал в Пинске до Первой мировой войныПервый железнодорожный вокзал в Пинске появился в 1882 году. 1 июля 1882 года в торжественной обстановке произошла закладка вокзала Пинской железнодорожной станции. На это мероприятие специально приехал начальник перемещения войск по всем железнодорожным станциям Российской империи генерал-лейтенант Генерального штаба Анненков, что было великой честью для нашего города. В своем рапорте пинский полицмейстер отметил: «Громадное стечение народа к месту закладки, сверх моих ожиданий, вело себя скромно, так что весь церемониал закладки вокзала, при восторженных криках народа, отпразднован был с подобающим приличием». 

Вокзал Пинск был построен быстро, за одно лето. Уже 9 ноября 1882 года открылись пассажирские перевозки на участке железной дороги Жабинка-Пинск. Через два года, в 1884 году, открылось железнодорожное движение на линии Пинск-Лунинец. Так Пинск стал крупной станцией Полесских железных дорог, какие связали его надежным и бесперебойным движением с разными регионами Российской империи.  

Разрушенный вокзал в Пинске. Почтовая открытка 1914 года

В ходе политической борьбы пролетариата Российской империи в декабре 1905 года работники железнодорожной станции «Пинск» присоединились к политическим забастовкам большинства железнодорожных узлов Беларуси. На фасаде здания сейчас вывешена мемориальная доска, посвященная железнодорожникам, которые принимали участие в революционных выступлениях в 1905-1907 годах против царизма.

В годы Первой мировой войны здание вокзала было полностью разрушено. По некоторым сведениям это произошло в 1914 или 1916 годах.

После присоединения Пинска к Польше, Пинск стал одной из крупнейшей станцией на Полесье и в городе была размещена база речной флотилии ВМФ Второй Речи Посполитой. Перед польскими властями стал вопрос о возобновлении железнодорожного движения и пассажирских перевозок.

Пинский вокзал в межвоенный период. 1930-е года

Для этой работы был приглашен Генрих Гай (Henryk Julian Gay), известный польский архитектор и инженер, автор многочисленных зданий в Варшаве, Минске, Киеве.  В 1919 году Гай не стал дожидаться прихода большевистской армии в Минске и уехал в Западную Беларусь, в Пинск, где стал архитектором воеводства, строя там государственные здания и банки. Генрих Гай спроектировал и построил новое здание железнодорожного вокзала в стиле неоклассицизма. 

К началу 30-х годов прошлого столетия новое здание вокзала приняло первых пассажиров. Уже в 1932 году на новом вокзале Пинск торжественно встречал приезд Казимира Букрабы, нового назначенного епископа Пинской римско-католической епархии.

После присоединения Пинска к БССР в 1939 году советские власти начали перестановку железнодорожных путей с европейской (1435 мм.) колеи на российскую (1520 мм.). Бывшие польские железнодорожники, в своем большинстве, были арестованы НКВД.

Железнодорожный вокзал в Пинске. 1960-е годаВеликая Отечественная война также оставила свой след в истории вокзала. За годы оккупации и в дни освобождения города здание вокзала было частично разрушено и в первые послевоенные годы потребовались значительные работы по его восстановлению. Восстановленный, но уже неузнаваемо переделанный довоенный вокзал, действовал до 2007 года.

После двухлетней “реконструкции”, 25 апреля 2009 года в Пинске открылось новое здание  железнодорожного вокзала. Согласно проекту реконструкции, послевоенное двухэтажное здание пинского вокзала претерпело очередные серьезные архитектурные изменения и получило еще один дополнительный этаж.

Строительство нового здания вокзала. аперль 2008 годаВ начале предполагалось провести реконструкцию старого двухэтажного с надстройкой третьего этажа. Но когда начались ремонтные работы, выяснилось, что реконструировать по большому счету нечего.  Здание вокзала оказалось аварийным, а его слабые места лишь до поры до времени скрывала штукатурка. Стены пришлось разобрать и заново построить, одновременно внести изменения в проект реконструкции.

Внутренняя планировка в новом вокзале осталась примерно такая же, как и в старом. В здании вокзала расположились зал ожидания на 120 посадочных мест, комнаты отдыха, в которых есть все необходимое от санузла до выхода в интернет, а также почтовое отделение, обменный пункт, линейный пункт милиции, кафе, банкетный зал, аптечный киоск и киоск «Белсоюзпечати». 

Железнодорожный вокзал в Пинске в наши дниПо итогам ежегодного конкурса-смотра на лучший вокзал страны, проводимого руководством Белорусской железной дороги, Пинский вокзал в 2015 году был признан лучшим среди вокзалов районных центров Беларуси. Пинский железнодорожный вокзал уже не в первый раз становится призером в этой категории. В 2013 году он был удостоен  главной премии смотра, а в 2014 году — занял второе место.

 

Читайте также:

 

 

 

 

Поделиться статьей в социальных сетях: