Леще. Позабытое нынче пинское урочище, что находилось между Каролином и Альбрехтово. Сейчас здесь городской парк культуры и отдыха.
Еще на заре христианства на Руси, за столетие до появления летописного свидетельства о самом Пинске, отсюда, как гласит церковное предание, разнеслась по Полесскому краю смиренная проповедь православия. А в годы единения Великого княжества Литовского князь-монах Войшелк укрылся в кельях обители (1263 г.), чтобы при первом удобном случае с помощью пинчан победить врагов и вернуть отцовский престол.
Лещинский, прибавляли каждый раз при упоминании местного Успенского монастыря. С большой заботой к нему относились князья, знал и ученый люд. Еще бы! Здесь инок Митрофан вел пинскую летопись, находилось старинное, известное в наши дни по давней описи собрание богослужебных книг...
Издалека виднелся Лещинский храм. Из Пинска, из Статычево... Главный колокол “Лебедь” разносил звон над просторами...
С середины семнадцатого века почти на два столетия монастырь становится греко-католическим. В 1746 году появился новый храм. После воссоединения униатов монастырь на Лещах больше не возобновлялся. Церковь, ставшая приходской, достояла до начала нашего века и, по словам старожилов, сгорела во время сильной грозы.
Исследователь Д. Довгялло, публикуя в 1909 году старинный инвентарь Лещинского монастыря, отмечает, в частности, что название урочища вполне могло произойти от места, поросшего орешником – лещиной...
Однако далее автор пишет: “...смысл названия монастыря настолько интересен, настолько же пока и не установлен”.
Отсчет летописного прошлого Лещинский монастырь начал вести с 1263 года. В Новогрудке в результате заговора были убиты основатель Великого княжества Литовского князь Миндовг и его дети. Печальной участи удалось избежать лишь сыну Войшелку – монаху, принявшего в крещении имя Роман. Он нашел прибежище под Пинском, выждал несколько лет, пока недруги ослабеют, и с помощью отряда оставшихся верных пинчан сел на положенный ему по праву княжеский престол.
Историко-статистическое описание Минской епархии, составленное ректором духовной семинарии архимандритом Николаем, указывает, что монастырь до 1584 года являлся Рождество-Богородичным, а затем Успенским. В 1340 году князь Пинский, Георгий Наримунтович, внук Гедимина, придал ему немалые земельные наделы. “Последующими благотворителями Лещинского монастыря были в 16 веке князь Пинский Федор Иванович Ярославич, Андрей и Богдан Велятыцкие...”. Игумен Варлаам (1514 г.) был одним из последних духовников последнего пинского князя Федора Ярославича.
Сторицей на ниве христианского просвещения отдавали святые отцы Полесскому краю, проповедуя Евангелие и служа вере православной. Лещинская обитель стала архиерейским Домом для Турово-Пинских епископов. Именно с это обителью связано упоминание о первой пинской библиотеке богослужебных и духовных книг. Существует указание на “сохранившееся в некоторых местах писанные в этом монастыре славянские переводы творений Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Иоанна Дамаскина...”. “Здесь жил монах Митрофан – летописец, повествует архимандрит Николай. – Древние его документы истреблены в начале 16 века во время набегов татарских”. (Показания при ревизии 1554 г.) О пинском современнике составителя “Повести временных лет” Нестора упоминали польский хронист Кадлубока (13 в.) и историк 16 столетия Стрыйковский. В последний набег крымчаков (1527 г.) монастырь вполне мог подвергнуться разграблению.
Ближе к средине 80-х годов 16 века на Леще появилась новая церковь. Старые постройки, судя по всему, изрядно одряхлели. Их отремонтировали или заменили. Главный храм освящен как Успенский. При трапезной теплая во имя Сошествия Святого Духа церковь. “Напрод входечи в монастыр звоница на воротех, на которой звон великий один, а меншых тры,а пятый звон названный Лебед...”.
Пройдет еще не более десяти лет, и разгоревшаяся вражда между последователями Греко-католической и Православной церквей обратят исконно миролюбивую обитель в место религиозных раздоров. Лещинский монастырь с 1668 года окончательно стал униатским. При греко-католиках Успенский собор 16 века стараниями архимандритов Иваницкого и Булгака сменила третья по счету и последняя церковь на Леще (1740-е г.г.). С малого алтаря на центральный была перенесена статуя Спасителя, некогда чудесным образом уцелевшая в одной из сгоревших городских часовен. Они оставались главной святыней и после отмены в 1839 году унии, закрытия монастыря и обращения церкви в приходскую.
О судьбе храма мы узнаем в издании “Пинск 16 столетия” А.И. Лозицкого: “Церковь не сохранилась. По рассказам старожилов, она сгорела от молнии в 1905 году”.
...Сегодня в Леще уже ничего не напоминает о былом. Территорию монастыря, древнейшего могильника, кладбища – все поглотила цивилизация. Река Струмень стала Припятью, Леще – просто частью города.
* * *
В рамках выполнения программы подготовки и проведения празднования 900-летия Пинска решением горисполкома на месте Лещинского монастыря – религиозного и просветительного центра 13-19-го веков – установлен памятный знак.