Историю Пинского Богоявленского монастыря оставил нам в наследство в конце 19-го века священник Минской епархии Андрей Миловидов. Он занимался церковным историческим прошлым Пинщины. Его перу принадлежит исторический очерк, посвященный монастырю. Частично он был опубликован в «Минских епархиальных ведомостях». Этот очерк послужил основой для его сообщения на археологическом съезде в городе Риге 11 августа 1896 года.
«Широко и далеко раскинулось Поприпятское Полесье. Прорезали его многочисленные реки и реченьки, заполнили вековые леса и непроходимые болота. И теперь еще там есть места, куда не ступала нога человеческая, а прежде, в старину, воды там было еще больше, леса и болота были недоступнее, так что реки служили почти единственными путями сообщения.
Несмотря на это, Полесье очень рано сделалось местом оседлости для русских славян. Плывя на своих челнах с Днепра по Припяти и ее притокам, они оттесняли тамошних жителей-литовцев, занимали более удобные места, где и основывали свои укрепленные поселения - города.
Одним из таких древних русских городов, сохранившихся досель на Полесье, является город Пинск. Лежит он, как оазис среди пустыни, в самой глубине Пинских болот, где почва едва возвышается над уровнем моря и большую часть года бывает залита водою. Много веков и политических бурь пронеслось над этим городом, много претерпел он разных невзгод и перемен. Становясь известным по летописям в конце XI века как пригород более древнего города - Турова, Пинск в XIIвеке становится столичным городом самостоятельного Пинского княжества и вскоре присоединяет к себе Туров.
В половине XVI века Пинск был уже обширный, торговый, богатый и вполне русский город. В нем было 14 православных церквей и 2 монастыря - Варваринский (женский) и Лещинский (мужской).
Церкви эти следующие: Дмитровская (соборная), Афанасиевская (замковая), Юрьевская, Николаевская, Воскресенская, Онуфриевская, Семеновская, Стефановская, Троицкая, Михайловская, Спасская, Пречистенская, Ильинская и Феодоровская.
Жители его отличались преданностью православной вере и благочестием: они заботились об украшении своих храмов, делали щедрые вклады в свои монастыри. Когда в том же веке польское правительство, под власть которого перешел Пинск, начало вводить унию, то пинчане явились ревностными защитниками отеческой веры, но, несмотря на их упорное сопротивление, уния утвердилась в Пинске и на Полесье. Отнимая различными средствами, не исключая и кровавой расправы, православные храмы, польское правительство и латинское духовенство для полного достижения своих намеченных целей стремились уничтожить и самые следы прежнего величия православия в Пинске. Но им не удалось, и человеческие средства оказались бессильными уничтожить вещественные памятники, бывшие безмолвными свидетелями былого православия.
Первое место среди них занимал Пинский Богоявленский, бывший братский, монастырь.
С какой бы стороны вы ни подъезжали к Пинску, еще за пять и боле верст покажется господствующая над городом высокая белая церковь с готическими башенками по углам и рядом с ней длинное мрачное здание. В этих зданиях, более поражающих своею величиною, чем красотою, опытный взгляд сразу узнает создание отцов иезуитов, не любивших прекрасного в самом себе, но умевших обратить на себя внимание и привлечь к себе наружным величием своих дел. И действительно, громадная Пинская церковь, равная которой по величине едва ли найдется во всем Северо-Западном крае, - это бывший иезуитский костел с коллегией, а теперь православный Богоявленский второклассный монастырь. В иезуитских зданиях монастырь существует уже целое столетие и попал в них 29 мая 1800 года, переменив в городе два места.
Два раза он как будто совсем кончал свое существование и два раза возникал из развалин, вынес всю тяжесть польско-латинской унии и существует досель на славу православной церкви. История его представляет краткую летопись православия на Полесье за последние два века, летопись, многие страницы которой написаны кровавыми буквами.
Воздвигнут был Богоявленский монастырь ревнителями православия в первые годы побрестской унии и построение его было вызвано потребностями времени. Как город многолюдный, богатый и известный своею преданностью православию, Пинск еще до 1596 года привлекал внимание латино-польской партии, по внушению которой пред самой унией в нем был поставлен епископом один из главных деятелей ее Леонтий Пельчицкий, которого сменили еще более ревностные униаты-епископы Иона Гоголь, подписавший унию на соборе 1596 года, Паисий, Григорий и др. Означенные епископы прежде всего старались отобрать у православных церкви и обратить их в униатские. Так в самый год унии они уже отобрали для себя церкви: Дмитровскую (соборную), Варваринскую с монастырем и Пречистенскую.
Последнюю они сделали своей кафедрой и учредили при ней униатский мужской монастырь. Затем они направляют все усилия к обращению в унию знаменитого Лещинского монастыря, чего и достигают после упорной борьбы со стороны православного духовенства.
С потерею Лещинского монастыря, когда она еще только предвиделась, у пинских ревнителей православия возникла мысль создать Богоявленский монастырь.
На берегу Пины, за наружным замковым валом (близ первого набережного моста, где теперь дом еврея), был участок земли, называвшийся «полозовским». Владелица его дворянка Раиса Макарова Гаробурдина, жена Слонимского судьи, имела в нем деревянные жилые строения, куда и начала принимать преследуемых униатами православных иереев и лещинских иноков, а потом выстроила для них кельи, и так негласно образовался монастырь. Отправляемое иноками в горницах Гаробурдиной богослужение привлекло к себе пинских жителей, находивших в нем большое утешение.
Сколько времени продолжалось такое существование монастыря с домовой церковью, неизвестно, только в 1614 году старшие пинские мещане вместе с владелицей Гаробурдиной решили выстроить церковь отдельно и монастырь передать в ведение Ви-ленского братства, с которым находились в тесном общении. И вот 6 августа в 1614 году была заложена близ келий деревянная церковь во имя Богоявления Господня, и закипела работа, которая производилась так спешно, что к 25 августа того же года церковь была почти готова, и монастырь стал известным уже под именем Богоявленского.
Возникновение новой православной церкви и монастыря подняло на ноги католическое и униатское пинское духовенство, а также и светское начальство. Еще во время постройки, совершавшейся без ведома и разрешения униатского епископа Паисия, последний торжественно в своей кафедральной Пречистенской церкви проклял строителей, которые на это не обратили никакого внимания. Тогда Паисий подал в суд, обвиняя Гаробурдину в незаконных действиях. Но так как эти действия были вполне согласны с сеймовым постановлением 1609 года, запрещавшим насильно обращать православных в унию и отнимать церкви, выстроенные православными землевладельцами на собственной земле, то ему и было отказано.
Выведенный из терпения Паисий 13-го сентября в сообществе с Пинским старостою, подстаростою и писарем, забыв страх Божий и заповедь Христову о любви, набрал несколько сот своих крестьян, вооружил их и повел всю эту толпу, среди которой находились и духовные лица из униатов, к новому монастырю. Одни перелезли через монастырскую ограду, другие вломились в ворота, и началось безбожное, постыдное разграбление церкви и монастыря: крыша на церкви была сломана и стены разобраны до основания, а бревна и доски пущены по реке Пине. Имущество церковное было забрано, образа и крест с церкви расколоты в щепы, а монахи и послушники избиты и изранены. Когда, по требованию Гаробурдиной, явился ввозный (полицейский) для детельствования разграбления, то он от церкви нашел одни «штандари», а в монастыре все носило печать разрушения: в кельях были поломаны окна и двери, вырваны запоры, валялись изрубленные образа.
Надо добавить, что такое разрушение совершалось с похвальбой и притом днем в субботу перед глазами праздной еврейской толпы. Гаробурдина подала жалобу в пинский суд, откуда дело перешло в Новогрудок, где уже лежал встречный иск Паисия, обвинявшего в своевольном без его разрешения основании церкви и монастыря на земле, принадлежавшей замку. Когда пострадавшая по документам доказала, что постройка была произведена на родовом ее плацу и она согласна с сеймовыми постановлениями, Паисий перенес дело в виленский трибунал. Дело кончилось в 1618 году, и его ведение показывает со всею очевидностью, какая несправедливость и проволочка царили в польских высших судах того времени.
В то время, как светский виленский трибунал беспристрастно решил дело в пользу Гаробурдиной, сеймовый суд во главе с королем Сигизмундом IIIцерковь и плац Гаробурдиной с постройками передал Паисию, с владелицы же предписал взыскать 43000 злотых, а все православные церкви с духовенством г. Пинска и его повета были подчинены Паисию.
Во все время судопроизводства монастырь продолжал, однако, существовать. Собравшиеся и оправившиеся от побоев иноки по-прежнему в нем совершали богослужение, на что неоднократно указывал в суде Паисий, жалуясь, что доселе в строениях Гаробурдиной «своевольные чернецы перемешкивают» и что схизматики (православные) ходят к ним на всякое «своевольное набоженство» (богослужение), чем причиняют ему, владыке, большой ущерб и неприятность.
Православные Пинска всячески старались поддерживать существование монастыря: делали вклады, записывали ему земельные участки. Все это предвещало долголетнее существование монастыря, но униаты, поддерживаемые латино-польским правительством, взяли верх, и монастырь - опора и надежда православных - насильственно прекратил свою жизнь. Но мысль о нем не умерла у православных; они о нем вспомнили, когда наступили лучшие времена.
В 1633 году, пользуясь восшествием на польский престол нового короля Владислава IV, даровавшего сначала много милостей православным, жители Пинска обратились к нему с просьбой, чтобы он утвердил в Пинске православное братство, разрешение на которое уже было получено от патриарха Константинопольского, и дозволил бы выстроить братский монастырь.
На эту просьбу последовало королевское утверждение Пинского Богоявленского братства и разрешение устроить монастырь с церковью, больницей и школой для обучения в ней дозволенным наукам и языкам - греческому, латинскому, польскому и русскому.
Вновь выстроенный монастырь помещался на конце города, близ самого городского наружного вала, был невелик, имел первоначально одну деревянную, во имя Богоявления, церковь (теперь усадьба Марковских, где ими устроена часовня).
Но, несмотря на свою малость, он имел очень важное значение: он был связующим звеном для многочисленных пинских братчиков и крепким оплотом православной веры.
Игумены монастыря с братством употребляли все усилия к защите и возвышению православия. Они содержали школу, госпиталь, устраивали церкви, защищали их от униатов, обращались с ходатайством за православием к польскому правительству и к патриарху, укрепляли православных в борьбе с унией и католичеством, разъясняли вред и опасность унии.
Устроенная при монастыре и содержимая братством школа также приносила много пользы, содействуя просвещению православных и давая им ученых и деятельных пастырей.
С первых же дней своего существования Богоявленский монастырь сделался предметом особого ревностного попечения со стороны не только братчиков, но и всех православных Пинска и повета. В монастырь и братство начало поступать много пожертвований: жертвовали деньги, дома, плацы (земли). В хранилищах старинных бумаг до сих пор целы многочисленные завещания, в которых благочестивые пинские мещане и землевладельцы, уходя с сего света и отказывая монастырю и церквам Пинским свои недвижимые имущества, под угрозою своего родительского проклятия с того света и Божеского страшного суда наказывали детям быть верными православной вере и быть в послушании у отцов духовных и отцов Пинского Богоявленского братства.
Таково было уважение к Богоявленскому братству и таков взгляд на него, как опору православия!
Но вскоре обстоятельства изменились.Владислав IV, милостивый к православным в первые годы своего царствования, даровавший им права свободного исповедания, через 10 лет в отношении к ним резко изменился: под влиянием иезуитов начались снова притеснения православных, отнятие у них церквей и монастырей. Притеснения по вере вызвали казацкие восстания, к которым примкнул и г. Пинск. В 1648 году при содействии казаков в нем вспыхнул открытый бунт, сопровождавшийся истреблением всего католического. Вскоре город штурмом взяли польские войска, предали его огню, и два дня по его улицам ручьями текла кровь православных. В эти кровавые дни сгорел и Богоявленский монастырь. Впрочем, благодаря своему торговому положению Пинск скоро начал поправляться, а объявленная благодаря казакам и стеснительному положению Польши свобода православного исповедания повела к тому, что в 1650 - 1670 годы почти все униатские церкви в Пинске и его повете снова возвратились к православным.
Это время было самым цветущим периодом существования Пинского Богоявленского монастыря. Кроме того, что он был вновь обстроен, обнесен оградою и в нем построена другая церковь, от этого времени сохранилось еще в пользу его много завещаний и дарственных записей на дома, плацы, целые селения и на людей.
Можно без преувеличения сказать, что Богоявленский монастырь был одним из богатейших в Литовской Руси второй половины XVIIвека.
Со времени Андрусовского перемирия (1667) польское правительство для усиления своего ослабленного государства всеми мерами стремится окатоличить православный здешний народ через приведение его в унию. Как вводилась уния, об этом свидетельствует следующее небывалое в истории насилие над православными города Пинска.
В первых числах февраля 1722 года в предместье Пинска, где находился вновь выстроенный дворец Вишневецкого, праздновалась шумная свадьба: хозяин выдавал замуж двух своих дочерей. На празднества съехался цвет польского дворянства; были и духовные особы - луцкий бискуп Рупиевский и пинский униатский епископ Годебский. Свадьбу справляли так шумно, как могли только польские паны в доброе старое время. Когда рекой лилось вино, в разгоряченные им панские головы входит мысль об обращении в унию православных, и вот пьяная толпа вооруженных шляхтичей, призвавши на помощь отряд рейтеров с артиллерией, во главе с латинским и униатским епископами напала на ничего не подозревавший Пинск. Отобрали православный монастырь, Феодоров-скую церковь, били священников, монахов, отняли все пожитки, выгоняли нагайками из домов, стараясь всеми мерами принудить к унии. Подробно изображая это варварское насилие русскому правительству, игумен пинский писал: «яковое же бысть беззаконие от них творимо в тех церквах: поругание святынями, биение монахов и прочих людей, клич, вопль, рыдание и плач, описати исповести нет возможно». В следующие два дня поляки распространили свое насилие на весь Пинский повет и обратили в унию до 20000 человек, а все православные церкви были переданы канцлером Вишневецким униатскому пинскому епископу Годебскому.
На такое насилие игумены пинских Богоявленского, Купятицкого и Новодворского монастырей пожаловались русскому министру в Варшаве князю Долгорукому, который донес о случившемся русскому двору и польскому правительству, прося об удовлетворении. Благодаря заступничеству и влиянию русского правительства в 1723 году был послан в Пинск русский комиссар Рудаковский с указом короля об отобрании от униатов церквей и монастырей. Узнав о его прибытии, 4 февраля православные собрались в количестве более 1000 человек, и когда были принесены отобранные от униатов церковные ключи, то толпа с зажженными свечами, при звонах колоколов, в сопровождении прибывших 12 иеромонахов торжественно с пением двинулась к своим храмам, в которых тотчас же началось богослужение.
После этой победы, одержанной православными во главе с Пинским Богоявленским монастырем, последний получает особенно важное значение в церковно-исторических судьбах не только города Пинска, но и обширной Пинской области: он становится самой дорогой святыней для православных Пинска, охранителем их отеческой веры и светлым маяком православия на Полесье.
Главными деятелями в нем являются православные братчики и настоятели. Последние еще ранее были отличены константинопольским патриархом, а потом киевскими митрополитами перед игуменами других монастырей. Они исполняли обязанность официалов (благочинных) в Пинской униатской епископии, им были подчинены все находившиеся в ней православные церкви, почему они титуловались пинскими, туровскими и давидгородецкими.
Внешним знаком их отличия было платье фиолетового цвета и золотой крест. При своем значении пинские игумены являлись деятельными защитниками и охранителями православия. Не говоря о нравственном влиянии их на пинскую паству, особенно нуждавшуюся в духовной поддержке среди различных притеснений и гонений за веру, они при помощи братства восстановляли древние православные церкви, испрашивая дозволения на это у польского правительства, не давали униатам овладевать православными церквами, а когда те овладевали насильно, то игумены пинские искали защиты против насилия у русского правительства. Но больше всего им пришлось бороться и вынести за свой монастырь. Действительно, чего только не делали с ним, каких обид и насилий не совершалось над ним. Перечисление этих обид заняло бы много места.
Мужественно перенося тяжесть гонений, Богоявленский монастырь не переставал быть опорой и центром православия на Полесье. В половине XVIIIвека в ведении его находилось до 20 приходских православных церквей, составлявших давидгородецкую протопопию.
Что представлял собою этот многострадальный монастырь и его братия за это время, об этом свидетельствует монастырская ведомость 1766 года. Из нее мы узнаем, что монастырь находился на месте своего второго построения - на северо-западном конце города, был обнесен оградою, за которой были монастырские строения, кладбище и две деревянные церкви: большая во имя Богоявления примыкала к южной стороне монастыря и, как приходская, имела вход с улицы; другая меньшая трапезная, во имя Николая Чудотворца, находилась внутри монастыря. К монастырю была приписана приходская Феодоровская церковь. Братия состояла из игумена (Феофана Яворского) и четырех иеромонахов. Содержание монастырь имел от пахотной земли (17 десятин), от прихожан в год поступало до 700 польских злотых (75 руб.) и «юрисдики» (пожертвованные дома числом 13) приносили 40 злотых (5 руб.) годового дохода. Когда через 27 лет после этого монастырь был передан в ведение всероссийского Святейшего Синода, то по внешнему виду монастырская церковь и келья были «очень ветхи». Через три года отпущен был казенный лес на возведение строений, но не было средств начать постройку, так как монастырь был очень беден.
Положение монастыря еще более ухудшилось, когда в 1796 году приписная к нему Феодоровская церковь была обращена в приходскую. В то же время отобрана была от униатов захваченная ими большая иезуитская церковь и также сделана была православною приходскою. Так образовались в Пинске два прихода, и монашествующим от преосвященного Иова, второго епископа минского, вышло запрещение «вмешиваться в исправление треб».
В защиту своего монастыря выступило не прекратившее еще тогда своего существования Пинское братство. Братчики слезно просили преосвященного возвратить приход монастырю: но так как это послужило бы объединению приходских церквей, то преосвященный Иов подал в Св. Синод проект, в котором предлагал монастырь совсем закрыть, церковь его обратить в кладбищенскую, а из келий сделать квартиру для Феодоровского священника.
Вместе с этим проектом в Св. Синод же пошло и прошение Пинских братчиков. В нем, выясняя, как дорог для Пинска Богоявленский монастырь, со стародавних времен охранявший веру православную и служивший местом вечного успокоения для «благочестивых» пинских жителей, братчики просили оставить по-прежнему монастырь. Это хотя малограмотное, но трогательное прошение было уважено, и Св. Синод «ввиду большой приверженности к монастырю пинских жителей» оставил его и присоединил к нему кладбище как источник доходов.
Но едва прошло после этого два года, как 22 мая 1799 года во время большого пожара в Пинске, истребившего три четверти его домов, Богоявленский монастырь был совершенно уничтожен огнем, после чего монахи были переведены в Дятловицкий монастырь, а Пинский объявлен закрытым.
Но этим не оканчивается его история: он снова чудесно возник из пепла и уже 100 лет продолжает свое существование под ведением Св. Синода.
В то время, с перенесением кафедры из Слуцка в Минск, было найдено необходимым обратить в кафедральный собор церковь Петропавловского Минского монастыря, а последний перевести в другое место. Прося разрешения на это у Св. Синода, преосвященный Иов указывал на поиезуитские пинские здания, как наиболее подходящие для этой цели. Здания эти (костел и монастырь с коллегией) были выстроены для иезуитов еще в 1633 году князем Альбрехтом Радзивиллом. Когда иезуиты были изгнаны из Речи Посполитой, их пинские здания были приобретены униатами (1787г.): костел обращен в униатскую кафедру, коллегия в монастырь.
В 1795 году, когда униаты пинские перешли в православие, их церковь обращена в соборную во имя Рождества Богородицы, а монастырь отдан под присутственные места и училище.
Св. Синод согласился с мнением преосвященного и постановил: «Петропавловский Минский монастырь перевести в г. Пинск с переименованием его, на место сгоревшего, Богоявленского, обратить для него тамошнюю соборную Рождество-Богородичную церковь со строениями и имениями, а земли, принадлежавшие Богоявленскому монастырю, причислить к Феодоровской церкви, которую именовать соборной». Во исполнение такого распоряжения Св. Синода архимандрит с братиею и переместился в Пинский Богоявленский монастырь из Минска 29 мая 1800 года.
Таким образом, по воле Божьей совершилось так, что сгоревший монастырь будто не прекращал своего существования. По-прежнему он остался древним, знаменитым Пинским монастырем, святыней всего Полесья.
Теперь монастырь числился уже первоклассным, имел увеличенный штат и содержание. В нем было 13 монахов и по штату (1797 г.) он получал 1753 руб. на ремонт и содержание монастыря. И с земель, плацов и домов более 1000 руб. Такое обеспечение монастыря преосвященный Иов нашел излишним и в 1802 году доход с пинских домов был отдан причту кафедрального Минского собора, впрочем, через 4 года содержание для братии было увеличено, по примеру Виленского монастыря, получаемых с аренды имений и юрисдик.
Благодаря хорошему содержанию, Богоявленский монастырь скоро имел уже запасной капитал и все более и более принимал величественный вид. Когда в1807 году от начавшегося с еврейского «пришколка» пожара сгорела крыша на монастырской церкви и повреждены были купола, то Св. Синод «для сохранения древности и знаменитости монастыря» испросил у Государя об отпуске 14000 руб. для устройства железной крыши.
Крыша эта и купол пострадали немного при нашествии французов, посетивших в 1812 году Пинск, но повреждения скоро были заделаны. За это время у монастыря явился новый источник доходов, который начали доставлять пристроенные (1809 г.) к монастырской стене лавки, арендаторы и строители которых, кроме арендной ежегодной платы, обязывались поддерживать монастырскую ограду и монастырские подвалы, доставлявшие иногда до 500 рублей в год.
В 1842 году Пинский Богоявленский монастырь обращен был во второклассный. На содержание его назначено 2220 руб. и 16 человек штатных служителей из казенных крестьян. Кроме того, в Минском и Пинском уездах за ним числилось 670 десятин земли. Благодаря своему сравнительно хорошему обеспечению, монастырь мог воздвигнуть новые строения. Так в сороковых годах здание бывшей иезуитской аптеки было перестроено в зимнюю монастырскую церковь.
В те же годы весь монастырь покрыт железной крышей вместо гонтовой, а назад тому лет пятнадцать главный купол церковный из готического переделан на византийский стиль.
Теперь это одна из величественнейших церквей Северо-Западного края. Древние готические башенки, служащие теперь колокольней, доселе не утратили своего первоначального изящества. Внутри храма своды его опираются на 6 массивных колонн с красивыми капителями. В храме целы обширные хоры, где помещался орган, целы и голосники, дающие чудный резонанс. Стены храма не имеют живописи. Образа, иконостас и церковная утварь не блещут богатством, но зато в нем есть древние вещи, говорящие о славном прошлом монастыря и связывающие настоящее торжество православия с периодом его гонения.
При входе в храм невольно бросаются в глаза находящиеся над престолом прекрасные фрески XVIIвека, изображающие воскрешение сына наинской вдовы.
Сохранились два потира XVII века, с надписями, характеризующими чувства пинчан к своему братскому монастырю. Сохранились древние образа и между ними местно чтимая чудотворная икона Божьей Матери, старинные картины, ризы, рукописи и небольшой архив.
Возрастая и украшаясь сообразно укреплению православия в присоединенном Западно-Русском крае, Богоявленский монастырь не переставал служить тем задачам, которым он служил в прежние времена. Им, как мы сказали, содержались аптека и училище, сначала светское, а в 1848 году было переведено из Ляданского монастыря духовное. Одно время он был по-прежнему центром духовного управления. Когда в 1789 году был арестован и заточен в Ченстоховскую крепость первый епископ минский Виктор Садковский, польским правительством в Пинском монастыре была собрана в 1791 году известная «пинская конгрегация», имевшая своею задачею учреждение польской национальной церкви. Для временного православного церковного управления в Польше была установлена при том же монастыре «наивысшая консистория», заведовавшая всеми православными церквями и монастырями края.
Замечательно, что всегда обитавший в монастыре дух православной ревности и стремление к истовому православию сказался и в этот тяжелый момент. Игумен монастыря Георгий Яновский отказался явиться на конгрегацию и повиноваться консистории, считая ее незаконным учреждением: «нам, говорил он, нужно стараться, прежде всего, о высвобождении архиерея нашего, а когда он прибудет, то само собою при нем и консистория будет, как в Великой и Малой России везде учреждено».
Этот ревнитель православия был объявлен противником короля, лишен игуменства и потерпел много мучений. С присоединением Полесья и всего края к России в 1793 году бывшее прежде при Пинском монастыре духовное правление было преобразовано в казенное учреждение с заведением в нем порядка, «российским судебным местом установленного». Оно много содействовало делу первого воссоединения униатов и восстановлению православия на Полесье.
Такова краткая история одного из знаменитейших монастырей С.-Западного края, не изменившего православию во все время своего существования. История его есть вместе летопись судеб православия во всем обширном Полесье. Мы видели, как бурным потоком пронеслась там уния, уничтожая все православное и неоднократно пытаясь стереть с лица земли и Пинский монастырь.
Но хранимый Божественным Провидением, он не переставал быть неугасимым светильником православия, хранителем православно-народной жизни края. Вокруг него сосредотачивались главные защитники отеческой веры - братчики. В нем был источник духовного просвещения - школа, за его оградой находились приют для бедных, госпиталь для больных и усыпальница для почивших православных».