выдержки из публицистической статьи
Пинск – удивительный город в самом центре Полесья.
В августе 1506 года пинский князь Федор Иванович Ярославич вместе со своей женой Еленой (Оленой) из рода Олельковичей подписал жалованную грамоту пинским евреям на просимые ими участки для строительства синагоги и устройства кладбища.
С середины ХVII века в городе находилась каменная Большая синагога. Под влиянием польского языка ее называли “Велькой”, а по принадлежности цеху портных – “Синагогой кравцов”. “Вельку” синагогу возводили в эпоху, когда сакральное и оборонное зодчество тесно переплетались между собой. Большая синагога была свидетелем драматических событий в середине ХVII века. Она горела и осквернялась во время восстания горожан, объединившихся с казаками Богдана Хмельницкого в 1648 году. В 1656 году снова горела во время захвата Пинска русским воеводой Ф. Ф. Волконским. Но каждый раз восстанавливалась.
При советской власти, после Второй мировой войны, сожженную Большую синагогу разобрали окончательно. Позднее, при строительстве городского Дома культуры, снесли стоящую рядом с ней синагогу “Бейс Гамидраш Клойз”. Стерта с лица земли смотревшая на них с противоположной стороны Китаевская синагога, или синагога “Столинер”, принадлежавшая хасидам. Первое название связано с одеяниями из атласа, привозимого из Китая, которые носили хасиды. Китаевская синагога была последней действующей синагогой Пинска в советское время. Сегодня на участке, который прежде окружали эти синагоги, – оживленный перекресток улиц Белова и В. З. Коржа.
Многое из того, что связано с 500-летней историей пинских евреев, утрачено безвозвратно. Застроены кладбища, снесены синагоги, многие еврейские дома.
В районе города - Карлине - была площадь синагог. Большая деревянная синагога не сохранилась, а стоявшее недалеко от нее кирпичное здание Конфедератской синагоги дошло до наших дней.
В 1736 году в Карлине родился Аарон бен Яков Великий (Карлинер) – основатель династии хасидских цадиков, духовных вождей карлин-столинских хасидов. Дело отца впоследствии продолжал сын Ошер, переехавший в Столин. Отсюда и название династии. Карлин был широко известен в Великом княжестве Литовском и за его пределами, а хасидов на его территории называли не иначе как карлинерами. Похоронены Аарон и Ошер Карлинские на карлинском кладбище, которое после войны снесено и застроено, но могилы цадиков, находившиеся в первом ряду кладбища, не пострадали.
Нынешняя Пинская синагога – это бывший молитвенный дом раввинов Перловых (Карлинских). С 1841 до 1901 г. здание было деревянным, а после пожара в начале ХХ века его отстроили из кирпича. Здесь в марте 1941 г. проходил нелегальный съезд раввинов Западной Белоруссии и Западной Украины.
Накануне Второй мировой войны в Пинске, где преобладало еврейское население (60–76%), насчитывалось около 40 синагог и иудейских молитвенных домов. В советское время те, что уцелели во время оккупации и боев за Пинск, были закрыты. В 1993 году здание дома раввинов Перловых возвращено Пинской еврейской общине.
Татьяна Хвагина, Эдуард Злобин, Иосиф Либерман
© Мишпоха-А. 1995-2007 г. Историко-публицистический журнал.