Из несохранившихся культовых построек XVIII века нельзя не упомянуть Свято-Федоровский собор.

В начале XVII в. в Пинске начинает формироваться центр города. И в центре города закладывается деревянный монастырь доминиканцев.  Доминиканский костел, а также большой двухэтажный корпус для монахов-доминиканцев  основан в 1667 году маркграфиней Марией Лукрецией Копец, из дома маркграфов Строцци (Строззи), родственницей польской королевы Цецилии Ренаты, женой полоцкого воеводы Язэпа Копоця.

 До конца XVIII века костёл монастыря оставался деревянным. Сразу после строительства деревянного костёла в нём установили орган, органистом которого был Франтишек Подгурский (?-1687).  Главный алтарь великолепной резной работы украшала икона Богоматери "Непорочное Зачатие". Боковые алтари были посвящены Иисусу, св. Доминику, св. Винценту из Ферарры.

С 1750 года доминиканцы стали приглашать на монастырские богослужения капеллу иезуитского коллегиума, что значительно повысило посещаемость литургий. Вскоре, после приглашения, иезуитская капелла отказалась играть у доминиканцев. Уровень францисканских музыкантов оказался несоответствующим. Поэтому в 1770 году приор Альберт Трухановский, который переехал сюда из Минска в 1768 г., завёл свою капеллу.

При монастыре доминиканцев в 1726 г. в Пинске открылась Высшая школа Русской доминиканской провинции, которая имела право присвоения ученых степеней своим питомцам. Высшая школа содержала двух профессоров богословия и профессора философии. При этом учебном заведении существовала библиотека в 889 томов. В 30–40-е годы XIX века историк Антони Мошинский нашел в монастырской библиотеке историческую хронику монастыря, составленную в 1762 году Клементием Жебровским. В этой хронике была рукопись на старопольском языке, в которой подробно рассказывалось о бунте пинских жителей в 1648 году во время восстания Богдана Хмельницкого. Жебровский писал, что эту рукопись ему передал пинский земский регент Василий Трухновский. Можно только догадываться о тех богатствах, что хранились в доминиканской библиотеке. Есть мнение историков, что после закрытия монастыря в 1850 г. библиотека была вывезена в Вильну.

 

В 1850-м доминиканский монастырь был закрыт, а в 1857 году костел передали православным для перестройки и стал он называться Соборной церковью Святого Федора Тирона, мужского покровителя Пинска.

Свято-Федоровский собор был перестроен из доминиканского костела под православный храм, поэтому о его стилистике судить трудно. Это был трехнефный базиликальный храм с одной башней на главном фасаде. Его площадь равнялась 450 м2. Такой тип культовых сооружений в архитектуре   XVIII   века   встречался   редко. Такой прием встречается в архитектуре Польши (люблинская группа) и Литвы (вильнюсская группа) в середине XVII века, что указывает на творческие связи между этими землями.

Монументальное культовое строение размещалось на углу современных улиц  Первомайской и Горького."Соборная каменная церковь с приделом в честь архистратига Божия Михаила устроена в 1864 году из упраздненного костела. К приходу принадлежит большая часть  православных жителей Пинска и 7 деревень."          Историко-статистическая справочная книга Минской Епархии. 1903 г

Инвентарные книги Свято-Федоровского собора почти не сохранились, но и то, что осталось хранит скупую информацию. «…Базиликальное сооружение с окнами в два света.  Своды поддерживаются шестью столбами, главный вход – портик с треугольным фронтоном. При перестройке костела под православный храм было возведено два купола…».

 

 

Собор подвергся серьезным разрушениям при занятии города Красной Армией в сентябре 1939 года. После Великой Отечественной войны была предпринята попытка восстановления здания прихожанами города. Но вскоре произошел обвал крыши, и в 1949 году Свято-Федоровский собор был полностью разрушен и снесен (фото из архива).

В послевоенное время на этом месте был построен типовой кинотеатр «Дружба». В средине 90-х годов прошлого столетия здание кинотеатра было отдано под церковь – Собор Воскресения Славущего. 

 

Свято-Федоровский собор XXI столетия. 

В конце 80-х годов XX века было принято решение возвести новый православный собор в честь Святого покровителя города Федора Тирона . Проект храма в ретроспективно-русском стиле разработал архитектор из г. Барановичи Л.В.Макаревич. Развитие ретроспективно-русского стиля в Белоруссии связано с деятельностью К.А.Тона - автора знаменитого храма Христа Спасителя в Москве.

Пинский Свято-Федоровский собор – трехнефный, трехапсидный с тремя притворами. Кубовидный объем храма завершается пятью куполами, традиционными для православного зодчества. Самый большой купол является завершающим аккордом для всей композиции. Основу художественного  решения фасадов составляют пилястры, арки, сферы. Высота храма - 33 метра.

Храм    возводился    методом    народного строительства    на    пожертвования    горожан, организаций и предприятий. Русско-византийский стиль никогда не встречался в чистом виде в пинском культовом зодчестве предшествующих веков. Поэтому он является нетипичным для Пинска, но в то же время открывает новую страницу в развитии будущей культовой архитектуры города.

Поделиться статьей в социальных сетях: