ПИНСКИЙ МУЖСКОЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ( вторая половина XIX – начало ХХ в.)
Точное время основания Пинского мужского Богоявленского монастыря неизвестно, но в конце XVI в ., по свидетельствам источников, он уже существовал. В это время скит располагался на берегу р.Пины на Полозовском участке, который принадлежал дворянке Раисе Макаровне Гаробурдиной, жене слонимского судьи. Она принимала преследуемых униатами евреев и Лещинских иноков в специально выстроенные для них кельи. Так негласно образовался монастырь.
Дальнейшая судьба монастыря была связана со сложными межконфессиональными отношениями между представителями христианства. Борьба, разгоревшаяся в Пинске между православными, с одной стороны, униатами и католиками – с другой, привела к тому, что обитель была закрыта и возобновила свое существование только в 1633 г. В XVII–XVIII вв. духовное общежитие было неоднократно уничтожено огнем, но в 1800 г. получило новое пристанище.
Корпус монастыря был каменным и состоял из трех этажей. Большая его часть принадлежала духовному училищу, которое было переведено сюда в 1848 г. из Ляданского скита. Только одна треть здания находилась во владении Богоявленской обители. На нижнем этаже монастырскими помещениями были кухня, трапезная, чулан и несколько подвалов. На втором этаже располагались 11 комнат общины и 8 покоев настоятеля. Верхний этаж полностью занимали ученические спальни, классы, квартира помощника смотрителя и учителя духовного учебного заведения.
К усадебному монастырскому имуществу относились кирпичные стены от бывшего флигеля, деревянная постройка для конюшни, экипажа и склада дров, 12 каменных лавок, а также каменный амбар, крытый железом.
Самым крупным строением при монастыре была церковь Рождества Богородицы, которая изначально была воздвигнута как иезуитский костел на частные средства князя Альбрехта Радзивилла в 1633 г. С ее появлением монастырь стал называться Богоявленским. Мотивационное разнообразие пополнения монашества было связано в первую очередь с тем, что после ослабления сословных ограничений монастыри стали значительно более доступны для представителей низших слоев. В Минской православной епархии пострижение в монашество допускалось в зависимости от наличия вакансий. Согласно Уставу духовной консистории (ст. 81) и Своду законов (т.IX, ст.449, 251), желающие постричься в монашество должны были сами представить епархиальному начальству на рассмотрение документы и ожидать ответного решения о принятии в обитель.
Общее число братии Пинского Богоявленского монастыря в 1863 г. составляло 22 человека: из них 1 настоятель, 1 казначей, 1 кандидат, 7 овдовевших священников, 3 иеродиакона и 9 послушников. Такое количество братчиков сохранялось на протяжении всего исследуемого периода.
С 1856 г. настоятелем монастыря являлся архимандрит Самуил ( Стефан Васильевич Зубаревский ). Он родился в Черниговской губернии, в семье священника. После окончания Черниговской семинарии и Киевской духовной академии был рукоположен в иеродиаконы и в иеромонахи.
Дальнейшая его карьера была связана с преподавательской деятельностью в Киево - Подольском духовном уездном училище, откуда он был перемещен на должность смотрителя и учителя (по совместительству) в Пинское духовное училище. В это время он стал братчиком Пинского Богоявленского монастыря.
Через 10 лет С.В. Зубаревский был назначен игуменом, 28 июля 1856 г. утвержден настоятелем. За отличную службу награжден и возведен в сан архимандрита. На этом карьерный рост настоятеля Самуила не завершился, и с 16 сентября 1864 г. он исполнял должность ректора Минской духовной семинарии. В этот период настоятель не пользовался средствами монастыря, поэтому епархиальное начальство выделяло на его траты одну треть доходов монастыря.
Монастырскими финансовыми средствами распоряжался казначей, игумен Ириней ( Игнатий Иванович Киржевский). Один из самых молодых в среде монашествующих, 38-летний уроженец Минской губернии, он происходил из семьи священника. Закончил Минскую духовную семинарию и был рукоположен в священники. Прослужил 4 года при церквах Бобруйского и Слуцкого уездов. После смерти жены И.И. Киржевский стал иеромонахом Слуцкого Троицкого монастыря и был определен учителем Слуцкого духовного уездного училища. По указу консистории от 4 декабря 1859 г. переведен казначеем в Пинский Богоявленский монастырь, при котором также учительствовал в духовном училище. После трех лет службы был назначен игуменом и награжден.
Солидный послужной список имел 52-летний иеромонах Ефрем (Елисей Федорович Жуковский), уроженец Минской губернии, сын пономаря. Он закончил Минскую духовную семинарию и несколько лет служил священником. Успев начать преподавательскую карьеру в Слуцком училище и Минской семинарии, поработать экономистом Минского архиерейского дома, Е.Ф. Жуковский продолжил обучение в Киевской духовной академии. Однако из-за отсутствия мест в киевском духовно - учебном ведомстве, уже будучи кандидатом, он вынужден был вернуться в братство Слуцкого Троицкого монастыря в качестве казначея. В 1854 г. перемещен в Пинский Богоявленский монастырь.
Значительную часть монастырской общины составляли овдовевшие священники: Онуфрий Ярмолович, Антоний Трусковский, Иоанн Шолкович, Александр Жуковский, Павел Смолич, Иосафат Вишневский и Иоанн Хлебцевич в возрасте от 39 до 64 лет. Практически все они родились в Минской губернии (за исключением А. Жуковского), в семьях священников. Образование получили разное: в Минской и Полоцкой духовных семинариях, Любешовском училище у пиаров, в Жировицком училище, в Минской губернской гимназии. Священники И. Шолкович, А. Трусковский, П. Кириллов, О. Ярмолович и А. Жуковский имели внушительный послужной список: трудились в различных приходах и были назначены на иеромонашеские должности при монастыре. Остальные ( И. Вишневский, И. Данилов) попали в монастырь на отбывание епитимии и только затем заняли иеромонашеские должности.
В числе иеродиаконов находились 53- летний Фавст (о нем не сохранилось подробных сведений ) и Василий Саваневич, 48 лет, который родился на белостокской земле и обучался при монастырях и в Виленском университете. Иеродиакон Евсевий – Александр Корейша – 45 лет , так же как и многие остальные монашествующие, происходил из духовной семьи (из Санкт-Петербурга), учился в Воронежской семинарии.
Наибольшее число общины пинской духовной обители составляли послушники. Самый старший из них – 48-летний Виктор Прорвич закончил Минскую семинарию, служил в приходах Борисовского уезда, а затем из-за болезни определен на послушницкую должность – сначала в Ляданский, потом в Пинский монастырь.
Вторым по старшинству среди послушников был 40-летний Вонифатий Фалевич, из духовного звания, который, как свидетельствуют документы, умел читать и писать. Самый молодой послушник Порфирий Малевич (21 год), сын диакона, учился в Слуцком уездном училище и Минской духовной семинарии.
Остальные послушники Пинского Богоявленского монастыря, которым не исполнилось более 26 лет, Василий Малевич, Лукьян Гречихо, Виктор Пышковский, являлись представителями духовенства и получили образование в причетническом классе Пинского духовного училища.
Среди послушников были и представители мещанского сословия – 27- летний Илья Гладков, который не имел образования, но знал грамоту, а также представители ремесленных кругов – послушник Александр.
Интересен тот факт, что на послушании в монастыре состоял еврей, который принял христианство, – Георгий Каган, 27 лет. После окончания Пинского духовного училища он получил духовное звание и был назначен послушником в Слуцкий монастырь, через 2 года направлен в церковный приход. Однако вскоре он вернулся послушником в Пинский Богоявленский монастырь.
Во все исторические периоды важной для монастыря была экономическая составляющая. Во второй половине XIX в. материальное положение его существенно улучшилось. Обитель превратилась в крупного землевладельца, благодаря чему смогла значительно расширить свою хозяйственную деятельность. Значительная часть монастырских земель, а также принадлежавшие монастырю торговые лавки, пристройки и прочие «оброчные статьи»
сдавались в аренду и приносили немалый доход.
К примеру, плац на Базилианской горе в течение 12 лет арендовала дворянка Морозова. Впрочем, в 1873 г. по причине задолженности часть ее имущества была конфискована. Земельными участками монастыря за денежную плату пользовались мещане А. Стефанович, Г. Пальчевский и крестьяне семьи Невара.
Немалым источником доходов были добровольные приношения на церковные и приходские нужды, продовольствие, процент с капиталов, которые хранились в кредитных учреждениях – кружечные и кошельковые сборы. Помимо этого, монастырь имел самостоятельный заработок (прибыль от продажи свечей, венчиков и листков разрешительной молитвы).
Основной статьей расходов были затраты, связанные с ремонтом монастыря, а также продовольствием для общины. Кроме этого, для ведения хозяйства необходимо было содержать скот, закупать хозяйственные принадлежности, нанимать чернорабочих на обработку монастырских угодий. Командировочные, налоговые и страховые выплаты строго регистрировались как расходная статья общего капитала. К тому же монастырское начальство следило за здоровьем братчиков и оплачивало посещение фельдшера.
В числе прочих были издержки на выписку периодических изданий, необходимых для повышения образовательного уровня общины.
В 1879 г. монастырь истратил на свои потребности 1801 руб. 88 коп. В его казну поступило 2138 руб. 50 ½ коп., что вместе с остатком от 1878 г. составило 5072 руб. 59 ½ коп.
Для сравнения: в 1885 г. монастырь израсходовал 5026 руб. 11 коп. и получил прибыль в 7901 руб. 86 коп.
Таким образом, Пинский мужской монастырь имел положительный баланс – 3270 руб. 71 ½ коп. и 2875 руб. 75 коп. на 1879 и 1885 гг .
В соответствии с примечаниями финансового расписания для православных монастырей Минской православной епархии суммы, которые оставались от ремонтных работ, должны были сохраняться на дальнейшее строительство. Другие финансовые средства с разрешения епархиального архиерея обращались на иные нужды монастыря: награждение братчиков, приобретение книг и др. Тем не менее, на протяжении исследуемого периода в Пинском монастыре так и не решился вопрос капитального ремонта основных строений, что привело к их закрытию в начале ХХ в.
Немалый интерес вызывает вопрос монастырской епитимии, которой подвергались лица духовного и светского звания. Священнослужители, которые по решению духовного суда лишались священнического сана и исключались из духовного звания, заключались в монастырь за неисполнение своих обязанностей, светские лица – за кражу , кровосмешение, блудную жизнь.
Сроки наказания были разными: от 40 дней до 9 месяцев. По окончании епитимии фиксировались изменения в поведении наказанного. Если перемены носили положительный характер, наказание считалось оконченным. В том случае, если воздействие со стороны монастырского правления не было достаточным, пребывание в монастыре могло быть продолжено.
Содержание духовных лиц во время епитимии производилось за счет государства. На основании Устава духовной консистории и отдельных постановлений Св. Синода священнослужители, временно отстраненные от службы и находившиеся под следствием, получали одну вторую пособия. Духовным лицам, которые несли епитимию в монастыре, выдавалось все штатное жалованье и одна вторая доходов . Остальная половина предназначалась тем, кто исполнял их обязанности.
Таким образом, Пинский мужской Богоявленский монастырь являлся церковным учреждением, в котором проживала и осуществляла свою деятельность мужская община из православных братчиков, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры.
Учитывая особенности биографий монашествующих, по нашему мнению, можно выделить 3 типа мотивационных путей, которые приводили братчиков Пинского Богоявленского монастыря в обитель:
а ) «традиционный » – здесь важную роль играет набожное воспитание, мнение близких людей, подпадающих под категорию авторитетных, доверенных лиц;
б ) «трагический » – связан с личной трагедией, а вместе с этим и утратой смысла жизни;
в) «ищущий » – присущ образованным, которые осознанно предпочитают семье любовь к Богу.
Такое мотивационное разнообразие пополнения пинского монашества было связано с расширением доступа в монастыри для представителей низших слоев, которых они привлекали не только по религиозным, но и по чисто житейским причинам. Обитель давала им работу, жилье, одежду, питание, в то время как в пореформенной деревне и городе выжить представителям этих сословий было значительно тяжелее.
Тем не менее, в числе пинских братчиков были в основном опытные священнослужители с высшим духовным образованием. Большая их часть происходила из семей духовенства. Исключением являлись мещане и ремесленники. Значительная доля братчиков являлась белорусами, но в их рядах встречались и представители других национальностей (русские, украинцы).
Кроме того, в монастырской общине, особенно среди иеромонахов, преобладали старшие духовные – от 52 до 64 лет. Молодыми были только послушники (в возрасте от 21 до 26 лет ), однако и в их числе были 40- и 48- летние служители. Многие братчики совмещали свое пребывание в церковном учреждении с преподаванием.
Исследование в историческом аспекте финансового положения Пинского монастыря во второй половине XIX – начале ХХ в. показало, что обитель имела ряд доходов , которые покрывали расходы таким образом , что баланс продолжал оставаться положительным. Она занимала значительные земельные угодья, а также имела две собственные каменные церкви и пристройки, хотя, как и многие другие монастыри Минской православной епархии, вынуждена была делиться своим помещением с духовным училищем.
Несмотря на рост материального благосостояния, к концу XIX в. вся монастырская часть требовала капитального ремонта. Положение было настолько серьезным, что, по мнению епархиального архитектора, который осматривал монастырский корпус, «здание было проще разобрать и построить новое, чем отремонтировать».
Такая же судьба постигла православный монастырский храм, который за свою почти трехсотлетнюю историю приобрел негодный для проведения богослужений вид и в 1905 г. был закрыт.
История Пинского мужского Богоявленского монастыря во второй половине XIX – начале XX в. показывает, что именно в этот период перед обителями, как религиозными учреждениями традиционного общества, встали многочисленные проблемы их существования в новых политических, социально - экономических и культурных условиях на белорусских землях, которые необходимо было решать. Наряду с этими задачами монастыри продолжали исполнять свое истинное предназначение, сохраняя древние обычаи православия Беларуси.
при подготовке материала использована работа Е.В.Морозько – аспирантки кафедры истории Беларуси БрГУ им. А.С. Пушкина.
Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии (1793 – 13 апреля 1893). Мн., 1893. с.345.
Товаров А. Историко-статистическая справочная книжка Минской епархии. Мн., 1903. с.112., с.117
материалы Национальнго исторического архива Беларуси (НИАБ ).
Веснік БДУ. Сер.3. 2010. № 2