Рапорт о боевых действиях под Пинском в 1812 г
РАПОРТ КОМАНДИРА 2-го МАЛОРОСИЙСКОГО ЧЕРНИГОВСКОГО КАЗАЧЬЕГО ПОЛКА ПОЛКОВНИКА ПОТРИСОВА ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ 3-й ЗАПАДНОЙ АРМИЕЙ П.В.ЧИЧАГОВУ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ПОД ПИНСКОМ
1 снежня 1812 г. № 454 г. Туров
По повелению г. корпусного командира генерал-лейтенанта и кавалера Эртеля занимал я пост в Пинске. От 9 ноября неприятель появился в м. Картузной Березе, расстоянием от Пинска в 14 милях, 15-го сего же месяца двинулся до Пинска. Обо всяких его движениях ежедневно доносил я г. корпусному командиру генерал-лейтенанту и кавалеру Эртелю и г. генерал-майору Аракчееву в г. Мозырь. 13 ноября отправил я разъезд на м. Хомел, где неприятель имел ночлег того числа, 40 казаков под командою подпоручика Кивлицкого, который более не возвратился; 14-го также отправлен разъезд на м. Янов другого офицера, который также не возвратился; что полагать должно оба сии разъезды захвачены неприятелем. 14-го числа пополудни в 7 ч. из патрулей, от меня посланных для узнания, дал мне знать, что неприятель имеет свой ночлег от Пинска за 4 мили в числе 5 тыс. пехоты и конница с 10 орудиями. Я, видя себя не в состоянии удержать г. Пинска, спешил собрать сколько было в городе воинских чинов, выздоровевших из лазарета, разных полков, коих было до 200 чел., из коих вооруженных 115, препоруча сию команду 7-го егерского полка поручику Кухарскому, присоединив к ним и остальных за откомандировками в конвой и транспортом.
На рассвете 15-го числа возвратившийся патруль объявил, что неприятель очень рано выступил в поход и следует прямо к Пинску. Я обратил внимание на магазин, который вывезти не было возможности по недоставанию подвод, хотя неоднократно было от меня у тамошнего земского комиссара Волыпина требовано, также и под больных, находившихся в госпитале, ибо сии части остались в городе. В 2 ч. пополудни 15-го числа неприятель в трех колоннах показался пред Пинском в 8 верстах. В сие время я от Пинска ретировался по дороге на м. Лагишин, в 7 ч. пополудни приблизился к гребле, называемой Перевоз, расстоянием на 6 верст, где имеется подъемный мост, нашел сей узкой проход неприятелем занят. Не имея же другого спасения, решился пробиться и тотчас произвел в действо, удачно опрокинул первую мне преграду, потом противу сильного огня следовал далее, опрокинул и другую, где убита подо мною лошадь; следуя далее до подъемного моста встречен был сильным неприятельским залпом и по упорном сражении напоследок штыками и пиками спешенных казаков разбил и опрокинул и сей важный пост, где взял в полон ротмистра, 18 драгун, 5 чел. пеших австрийской службы и отбил бывших уже в плену у неприятеля пинского городничего Делинсгаузена, погонцов, бывших при артиллерийском парке 26, наших пионеров 18 чел. и 20 казаков полку, мне вверенного, бывших для препровождения транспорта 14, где и сам получил в левую ногу тяжелую рану ниже колена пулей навылет. Но, не упуская времени, приказал вести себя и, поднявши мост, дабы отнять у неприятеля удобность ме?щ преследовать, следую далее вперед до м. Лагишина. Имел еще в двух местах сражения с неприятелем, в самом местечке отбил транспорт, неприятелем уже захваченный, который был совершенно истреблен неприятелем, служителей ни одного нет, лошади побиты, повозки изломаны, коего не имел я возможности привести в порядок. Потом отправил я по окончании сражения авангард под командою состоящей 14-го класса Фалька, который по вступлении в м. Лагишин нашел неприятельских войск в оном до 15 чел. пехотного полка, на которых бросившись с неустрашимостью, разбил оных совершенно и взял с числа оных 4 чел. в плен; следуя ж за мной по дороге на м. Погост и догнав последний транспорт, прикрывал его 25 верст, узнал через посланных назад, что неприятельского преследования нет, оставил для прикрытия бывших при мне разных полков более 200 чел. пехоты и 100 казаков вооруженных, кроме тех, которые находятся при всяком транспорте по 50 чел. По объявлению ж взятого в плен ротмистра австрийской службы неприятеля было два эскадрона драгун и рота пехоты, всего до 400 чел., и все оные до одного человека истреблены.
Под командою моею было 115 пехотных да спешенных казаков 75, всего 190, протчие ж 160 чел. были по неудобности места без действия, из числа которых во время сражения произошел урон убитыми, ранеными и без вести пропавшими до 20 чел. В Пинск же 15-го числа вступило пополудни в 4 ч. 5 тысяч и 10 орудий. По опровержении ж мною всех препон, от неприятеля поставленных, сего месяца 17-го числа прибыл я в м. Туров благополучно, откудова посылаю разъезды к Пинску и за реку до м. Погоста для узнания о неприятельских движениях. В сём сражении отличились штабс-капитан Мешетич, лесного штата землемеры 12-го класса Жуков и 14-го Фальк; первой удерживал и распоряжал стрелками в наступлении неприятеля и неоднократно бросался со стрелками на неприятеля в штыки и пики, а второй, ободряя спешенных казаков, всегда приготовлял готовых в защиту первому и вообще с оным бросаясь на неприятеля с совершенною неустрашимостью действовали и тем самым приводили неприятеля в большое замешательство; а последний отличил себя тем, что удачно мог взять неприятельских войск пешего полка 44 чел. в плен. Во все же время сражения, продолжающегося от 7 ч. вечера до самого света, оные старались ободрять и подкреплять казаков, а также и пехотных солдат. И тем же транспортом командирам, которые еще не проследовали Пинска, дал я знать о приближении неприятеля к Пинску, чтобы они старались взять другую безопасную дорогу на Мозырь, о чем вашему высокопревосходительству сим покорнейше доношу.
полковник Потрисов