История появления фотографии в Пинске
В начале 60-х годов XIX столетия фотографические ателье действовали во всех губернских городах дореволюционной России. Чуть позже они стали появляться и в уездных центрах Минской губернии.
Первые фотомастерские в Пинске открылись в период царствования Александра II (1855—1881), когда в России были созданы благоприятные условия для развития частного бизнеса.
12 марта 1877 года открылось первое фотоателье пинского мещанина Мордуха Шоломовича Папирного, 21 марта второе – Шимона Юдковича Ренделя, а чуть позже – коллежского советника Дмитрия Егоровича Шухова. В конце 80-х годов XIX века в Пинске заработало еще одно фотоателье – Вольфа Шимоновича Ренделя. А в 1890 году открылось еще одно – Фишеля Шаевича Гольцмана, и в 1895 – Боруха Кемовича Розенталя.
В начале ХХ века в Пинске насчитывалось уже пять фотоателье: на центральной улице города Большой Киевской (сейчас Ленина) располагались фотографии Иливицкого и Вайнтрауба, на улице Соборной (Горького) в доме Тира – Ниссона Сруловича Нейфаха, на Петербургской (Первомайская) в доме Тоинса – М. Нейфаха, а фотограф во втором поколении Вольф Шимонович Рендель имел даже два ателье – на улице Плевской (Заслонова) и Инженерной (Хоружей).
Каждый фотограф стремился иметь выразительный торговый знак, логотип, который помещал на обратную сторону снимка. Некоторые фотографы указывали на снимках местонахождение своих ателье, например, «Художественная фотография М.Нейфах, ул.Большая, д.Мата».
Это, конечно же, неполный список пинских фотографов дореволюционного периода. Встречаются на пинских фотографиях фамилии других мастеров: Г.Х. Либерман, Е.Кац, Глоуберман и др.
Зарождение и развитие фотографии в Пинске пинские краеведы описывают так: «Сохранившиеся в фондах Музея Белорусского Полесья и семейных архивах старые фотографии дают представления не только о мастерстве пинских фотохудожников, но и о тогдашней моде на различные атрибуты, которые находились в съемочных салонах: кресла, точеные и плетеные этажерки, кружевные салфетки, бутоньерки, статуэтки и книги. Чем выше статус фотографии, тем больше вариантов интерьера для съемок могли предложить. Выбор атрибутов был далеко не случаен. Это было целое искусство – угадать, что наилучшим образом оттенит облик портретируемого, даст представление о социальном положении, вкусах и характере».
Посмотреть творчество пинских фотомастеров можно в разделе "Фотоальбомы"